МОДЕРН, НОЯБРЬ, ВИТЕБСК…

Уже много лет ученые бьются над созданием универсального языка для общения. А зря! Ведь такой язык дан нам самой природой – это язык тела. Он не терпит лжи и притворства, он искренен по определению, потому что естественен. Мастера этой «словесности» изо всех уголков Евразии в который раз собрались в Витебске на XXVII Международном фестивале современной хореографии (IFMC-2014).

Среди гостей фэста были  известные и опытные хореографические коллективы, некоторые из которых стали настоящими друзьями IFMC. Это любимый витебской публикой Пермский театр «Балет Евгения Панфилова», украинский «Киев модерн-балет». Большим событием стал приезд артистов из США («Koresh dance company») и Великобритании («Gandini juggling»).

IFMC в Витебске – это огромное количество концертов, теоретических и практических мастер-классов, но в первую очередь, конечно же, это конкурс современной хореографии. В конкурсе три этапа. Чтобы приехать в Витебск и представить свои работы жюри, участники проходили видеоотбор. На этом этапе было выбрано 33 коллектива. Они представили свои работы на суд жюри на двух закрытых показах, которые прошли на сценах концертного зала «Витебск» и Национального академического драматического театра имени Якуба Колоса. Жюри пришлось выполнить, образно говоря, «пятилетку в четыре года» – за 2 дня они отсмотрели 10 блоков, каждый продолжительностью примерно 40 минут, а это около 45 постановок! И уже вечером, после завершения второго конкурсного дня, жюри огласило имена 22 финалистов.

Из 11 белорусских коллективов, принявших участие в закрытых показах, в финал вышли 7, и среди них представители Витебска – театр-студия современной хореографии под руководством Дианы Юрченко с хореографической миниатюрой «Провинция». Артисты студии показали жителей провинции, постоянно мечущихся, взвешивающих все «за» и «против» – оставить ли все как есть или стремиться в манящую неизвестность.

И вот долгожданный день гала-концерта. Все коллективы, принимавшие участие в показах, еще раз поднялись на витебскую сцену, чтобы получить свои дипломы участников, финалистов и лауреатов. Перед объявлением результатов члены международного жюри обратились к конкурсантам. Они признались, что им невероятно сложно было выбрать лучших. Клаус Рихтер,  скульптор и перформер из Германии, рассказал, что для того чтобы отметить все понравившиеся работы, членам жюри пришлось «раскрыть собственные кошельки» и учредить ещё одну награду. Этой специальной премии жюри конкурса «За талантливый дебют» была удостоена постановка «Спектр» в хореографии Валентина Исакова (город Минск).

Другие специальные награды и премии распределились таким образом:

— Специальная премия Евгения Панфилова лучшему хореографу конкурса – Ольга Горобчук с конкурсной работой «Огонек»;

— Специальная премия экспертного совета «За вклад в развитие белорусского contemporarydance» — Ольга Скворцова, художественный руководитель Театра танца SKVO’s DanceCompany (Минск);

— Специальная премия экспертного совета «За пластическое искусство» – конкурсная работа «Ревность» в хореографии Елизаветы Жуковой (Москва);

— Специальный диплом экспертного совета «За воплощение в танце исторической памяти народа» – конкурсная работа «1915-й… Посвящение» в хореографии Сонны Овсепян (Москва);

— Специальный диплом экспертного совета «За творческую смелость» – проект Кристины Висман с перфомансом «Zeir» (Латвия).

Лауреатами третьей премии фестиваля стали работы: «Три сестры» в хореографии Павла Глухова (Театр-студия современной хореографии, Москва); «Домой» в хореографии Егора Масловa (Театр-студия современной хореографии, Москва); «Reunification» в хореографии Владимира Митева (Киев, проект Владимира Митева).

Во время вручения второй премии концертный зал взорвался аплодисментами: лауреатом стала постановка «Провинция» витебского театра-студии современной хореографии под руководством Дианы Юрченко. Последний раз коллектив был удостоен награды на IFMC в 2008 году. Вторую премию разделили с витебчанами Ярослав Кайнар с миниатюрой «Особь» (Киев, Totem Dance Group) и Сергей Поярков, хореограф миниатюры «Цветы для Юлии». Первую премию получила конкурсная работа «На кончиках пальцев» в хореографии Ильи Оши (Театр танца «O’She», Вологда).

Гран-при IFMC-2014 «улетело» в Японию. Его обладателями стали артисты «Ayaka Habata & Cotara Ito Dance Company» с постановкой «Nil». Председатель жюри, руководитель театра современной хореографии «Киев модерн-балет» Раду Поклитару отметил, что Гран-при может получить только поистине шедевр, работа, в которой сочетается все: идея, постановка,  хореографическое мастерство – искусство в чистом виде. Именно это, а также глубокий психологизм и драматургию увидело жюри в номере японцев.

На таком масштабном конкурсе не может не возникнуть споров по поводу справедливости результатов. Тем более, когда дело касается такой неконтролируемой, не знающей рамок субстанции как современное искусство. Как оценить то, что оценить невозможно? Но, как справедливо заметил Раду Поклитару, если уж такое «разномастное» жюри сошлось во мнении, остановило свой выбор на одной работе, это говорит о высоком классе этой работы, который невозможно не отметить.

Ольга Ермашкевич,
студентка филологического факультета
ВГУ им. П. М. Машерова
Фото: Алексей Карасёв

 

При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, активная ссылка на источник на сайте «Центра культуры «Витебск» обязательна.
Copyright © 1992-2018 Государственное учреждение «Центр культуры «Витебск».